Швейцарские специалисты, консультирующие клиентов из России с имущественными интересами в Швейцарии или ЕС, могут столкнуться с трудными трансграничными вопросами наследственного права. Проблемы юридического или практического характера вызывают ситуации, когда несколько юрисдикций претендует на открытие наследства или в них различным образом определяется применимое право.

Чаще всего в практике встречаются случаи наследования находящегося в Швейцарии имущества, например, банковских счетов или недвижимости, а также осложняющие раздел имущества споры между наследниками в России. Кроме того, регламент Европейского Союза по наследственному правуi может повлиять на наследство российских клиентов, имеющих связи с ЕС. В этой статье предлагается обзор российского наследственного права и анализ нескольких типичных случаев из практики.

1. Обзор российского наследственного права

В России за ведение наследственного дела отвечают нотариусы, при этом наследственное дело открывается по последнему месту жительства наследодателя (п. 1 ст. 1115 ГК РФ). Нормы российского международного частного права о наследовании, кроме того, предусматривают, что при наличии движимого наследственного имущества применяется право страны, где наследодатель имел последнее место жительства (п.1 ст. 1224 ГК РФ). В отношении недвижимого имущества в России, напротив, используется право страны, где оно находится (п. 1 ст. 1224 ГК РФ, принцип lex rae sitae). Как следствие, когда наследство состоит из движимых и недвижимых вещей, возможно несовпадение властей, уполномоченных вести наследственное дело, и применимого права. Если наследодатель перед смертью проживал за пределами России, а часть его имущества (например, недвижимость) находилась в России, применительно к этому имуществу наследство считается открывшимся по месту его нахождения (п. 2 ст. 1115 ГК РФ).

В отличие от Швейцарии, где наследники обязаны в течение трех месяцев со дня смерти наследодателя заявить об отказе от наследства, а иначе считается, что они безоговорочно приняли его, в России наследники должны в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя заявить о принятии наследства, в противном случае они утрачивают право наследства (ст. 1154 ГК РФ). Наследник должен обратиться к нотариусу по последнему месту жительства умершего и документально подтвердить свое заявление (например, свидетельством о рождении или о браке). Уполномоченный нотариус проверяет заявление о принятии наследства и информирует известных ему наследников об открытии наследства, в том числе через объявление в Интернете. Факт открытия наследства не охраняется нотариальной тайной, поэтому заинтересованные наследники или третьи лица вправе запросить у компетентного нотариуса справку о том, открыто ли наследственное дело в отношении определенного лица. Федеральная палата адвокатов даже имеет открытую базу данных о наследственных делах, доступную по ссылке https://notariat.ru/ru-ru/help/probate-cases. Имеет смысл получить такую справку, если есть сомнения о том, где находилось последнее место жительства наследодателя и какой нотариус уполномочен вести наследственное дело (см. ниже).

Свидетельства о праве на наследство выдаются компетентным нотариусом, как правило, по истечение шестимесячного срока с момента открытия наследства, хотя нотариус может выдать их и раньше, если доказано, что иные наследники отсутствуют (ст. 1163 ГК РФ). Наследники, которые заявят о себе по окончании шестимесячного срока, должны обратиться в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока, для удовлетворения которого необходимы уважительные причины просрочки, или получить согласие других наследников (ст. 1155 ГК РФ).

Наследование по закону происходит согласно российским правилам в тех случаях, когда наследодатель не оставил завещания. Наследники по закону разделены на 7 очередей, в первую из которых входят дети, приемные дети, супруг(а) и родители наследодателя (ст. 1142 ГК РФ). Наследники каждой очереди получают равные доли в наследстве и лишь в том случае, если отсутствуют наследники предыдущих очередей. Переживший супруг, кроме того, имеет преимущество по российскому семейному праву, потому что имущество, приобретенное в период брака, относится к совместной собственности супругов (если в брачном договоре не предусмотрено иное). Переживший супруг имеет право на половину общего супружеского имущества (ст. 256 ГК РФ). Вторая половина относится к наследственному имуществу, на часть которого переживший супруг как наследник первой очереди также может претендовать (размер его доли зависит от количества сонаследников).

Российское право также признает свободу завещания, отчасти даже более широкую, чем в швейцарском праве (ст. 1118 ГК РФ). В отличие от Швейцарии, где, к примеру, супругу или детям наследодателя в любом случае причитается обязательная доля, в России таким правом обладают несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособный супруг и родители, а также лица, не состоявшие в родстве с наследодателем, но находившиеся на его иждивении не менее года до его смерти (ст.ст. 1148, 1149 ГК РФ).

2. Случай 1. Банковский счет в Швейцарии

На практике часто возникают ситуации, когда у проживавшего в России наследодателя в Швейцарии был банковский счет и портфель ценных бумаг. Наследники из России желают оформить на себя швейцарскую часть наследства, что предполагает получение информации у швейцарского банка и его участие в разделе наследства.

Наследственное дело в этом случае открывается по последнему месту жительства наследодателя в России (п. 1 ст. 1115 ГК РФ). При этом российские официальные органы применяют российское наследственное право, в частности при определении круга наследников и размера их долей (п. 1 ст. 1224 ГК РФ). Когда между наследниками нет спора и они согласны с порядком раздела активов на банковском счете, они могут обратиться за разделом прямо в банк в неформальном порядке, если способны подтвердить свою личность и права наследства надлежащим образом удостоверенным и апостилированным российским свидетельством о праве на наследство. Если же между проживающими в России наследниками возникли разногласия о разделе наследства, нередко одному или нескольким наследникам приходится обращаться в компетентный суд в России за решением, в котором определяются доли в наследстве, в т.ч. с учетом доли пережившего супруга в общем имуществе супругов. Руководствуясь требованием должной осмотрительности, банки в большинстве случаев отказываются распределять наследство на основе лишь переведенного, но не признанного в Швейцарии иностранного судебного решения. Признание российского судебного акта происходит на основании статьи 96 швейцарского закона о международном частном правеiii (далее – закон об МЧП) в связи со статьей 25 и последующими указанного закона через подачу заявления о признании и исполнении решения. Компетентным по этому вопросу, как правило, является суд общей юрисдикции по месту нахождения имущества, то есть в рассматриваемом случае банка, в котором открыт счет (абз. 1 ст. 29 закона об МЧП в связи с абз. 3 ст. 335 и абз. 1 литера b" ст. 339 Гражданского процессуального кодекса Швейцарии).

Если есть опасения, что другие наследники могут убедить банк передать им часть наследственного имущества, можно в то же решение включить запрет на распоряжение имуществом (в т.ч. под страхом уголовной ответственности по ст. 292 Уголовного кодекса Швейцарии). При условии, что банк привлечен к участию в деле о признании и исполнении, истец-наследник ходатайством о непосредственном исполнении (ст. 335 и далее ГПК Швейцарии) может добиться выплаты причитающейся ему доли в наследстве. Однако стоит сначала связаться с банком, чтобы выяснить, нужно ли такое судебное определение. Кроме того, рекомендуется заблаговременно учесть условия признания согласно ст. 25 закона об МЧП, чтобы в иностранном судебном решении были указаны точное наименование соответствующего банка, его адрес согласно швейцарскому торговому реестру и номер банковского счета.

Особая аккуратность и тщательное планирование необходимы при доверительных правоотношениях. Российские клиенты нередко выступают выгодоприобретателями по акциям, которыми в их интересах по разным причинам владеют номинальные акционеры. При наличии таких договоренностей –не всегда не зафиксированных на бумаге – целесообразно письменно согласовать с номинальным акционером или иным аналогичным лицом по меньшей мере права выгодоприобретателя и действия в случае его смерти. Помимо практических сложностей с получением информации о компаниях, в этой связи могут возникнуть и юридические проблемы. В зависимости от варианта оформления правовая природа требований, основанных на доверительных отношениях, а также их отнесение к наследственному имуществу по российскому праву может оказаться предметом спора. Разрешение этих споров в судах может задержать распределение наследства на годы, нескольких месяцев для этого будет недостаточно.

3. Случай 2. Наследственное имущество в ЕС и регламент ЕС по наследственному праву

В работе с клиентами, имеющими связи с Европейским Союзом, в особенности с теми, у кого в ЕС есть имущество, при планировании наследства или ведении наследственного дела необходимо учитывать применимость регламента ЕС по наследственному праву (далее – регламент ЕС). До его вступления в силу вопросы, связанные с компетенцией и применимым правом в наследственных делах, затрагивающих Россию и страны ЕС, нередко вызывали споры.

С момента вступления в силу регламента ЕС правовое регулирование существенно упростилось. Его цель состояла в том, чтобы гармонизировать нормы международного частного права стран ЕС, регулирующие трансграничные наследственные дела. Так, согласно регламенту ЕС выбор права, определяющего компетенцию по ведению наследственного дела и порядок правопреемства, как правило, зависит от обычного места жительства покойного на момент смерти (статья 4 и абз. 1 ст. 21 регламента ЕС). По общему правилу не имеет значения, где находится наследственное имущество или идет ли речь о движимом либо недвижимом имуществе. В российском законодательстве при наследовании движимого имущества компетенция по наследственным делам и применимое право определяются по последнему месту жительства наследодателя (абз. 1 ст. 1115, ст. 1224 ГК РФ).

Следует также отметить, что определения обычного места жительства в регламенте ЕС и места жительства по российскому праву совпадают не полностью. Хотя коллизии возможны лишь в исключительных случаях, можно представить себе ситуацию, при которой место жительства и обычное место жительства различаются: например, наследодатель был формально зарегистрирован по месту жительства в России, но большую часть времени проводил вместе со своей семьей в одной из стран ЕС. Представляется, что суды этой страны признают наличие обычного места жительства для целей регламента ЕС. Это может подтолкнуть наследников к попыткам опередить друг друга в выборе наиболее выгодной для каждого из них юрисдикции (forum running).

Само определение места жительства (обычного места жительства) в отдельных случаях также может вызвать проблемы. Понятие места жительства в российском праве законодательно не определено. Правоприменительные органы устанавливают его как по объективным данным, таким как срок проживания или регистрация по месту жительства, так и по субъективным критериям (намерения, привычки и социальные связи). Если не очевидно, имелось ли место жительства в России, следует заранее связаться с российским нотариусом по последнему месту жительства и получить у него справку о возможном открытии наследства в России. Иначе возникает риск пропуска шестимесячного срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ). В любом случае нужно следить за тем, чтобы наследники лица, жившего за пределами России, но оставившего после себя в России наследственное имущество, не пропустили шестимесячный срок принятия наследства. Напомним, что наследство в отношении этого имущества открывается по месту его нахождения в России (ч. 2 ст. 1115 ГК РФ).

Положения регламента ЕС по наследственному праву могут иметь значение для третьих стран, таких как Швейцария или Россия, если имеется дополнительная компетенция по месту нахождения наследственного имущества (ст. 10 регламента ЕС). Согласно этой статье суды государства-члена ЕС компетентны по наследственным делам, если наследственное имущество в момент смерти находится в этом государстве, даже если обычным местом жительства наследодателя перед смертью было другое государство (например, Россия). Компетенция соответствующих судов государства-члена ЕС распространяется даже на все наследство, если наследодатель на момент смерти был гражданином этого государства или в нем находилось предыдущее обычное место жительства покойного, при условии, что на момент рассмотрения дела в суде прошло не более пяти лет с момента смены обычного места жительства. В противном случае компетенция распространяется лишь на наследственное имущество, находящееся в государстве-члене ЕС (сравните со ст. 10 регламента ЕС). А по российскому праву российские официальные органы всегда уполномочены по наследственным делам в отношении имущества, находящегося на территории страны.

Из-за широких формулировок статьи 10 регламента ЕС в отдельных случаях могут возникать конфликты компетенции. Применительно к наследству покойного с последним обычным местом жительства (местом жительства) в России и имуществом, например, на Кипре могут быть компетентны официальные органы Кипра, если покойный имел кипрское гражданство в момент смерти или не позднее пяти лет назад переехал с Кипра, где до того имел обыкновенное место пребывания. Напротив, по российскому праву имеет значение последнее место жительства наследодателя, т.е. в этом случае Россия. Аналогичная проблема возникла бы, если бы последним местом жительства наследодателя была Швейцария, т.к. швейцарское право увязывает компетенцию по наследственным делам и связанными с ними судебным спорам с последним местом жительства наследодателя в Швейцарии (ст. 86 закона об МЧП). Подобные коллизии компетенции разрешаются международным частным правом каждой затронутой ими страны.

Таким образом, если клиент владеет имуществом в стране ЕС, рекомендуется планировать наследство при жизни, в особенности, чтобы избежать конфликта компетенций из-за статьи 10 регламента ЕС. Если соответствующий правопорядок это позволяет, можно, например, воспользоваться выбором права (сравните ст. 22 регламента ЕС или п. 2 ст. 90 и п. 2 ст. 91 закона об МЧП), реструктурировать имущество или передать его третьим лицам. Стоит при жизни устранить случайные или ненужные связи с государством-членом ЕС, которые могут создать основание для компетенции его властей наследственному делу, особенно если среди наследников есть склонные к конфликтам лица.

4. Выводы

Наследство, затрагивающее Швейцарию и Россию, рекомендуется планировать заранее и учитывать при этом особенности российского наследственного права. Это тем более важно в тех случаях, когда могут быть востребованы несколько различных правопорядков, включая регламент ЕС по наследственному праву, принимая во внимание широкую формулировку положений о компетенции в его статье 10.

После открытия наследства необходимо тщательно проанализировать применимые нормы права и по возможности устранить риски, в частности в связи с тем, что наследники покойного с последним местом жительства или

Footnotes

i Перевод на русский язык выполнен Николаем Бобринским.

ii Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 650/2012 от 4 июля 2012 г. о юрисдикции, применимом праве, признании и исполнении решений, принятии и исполнении нотариальных актов по вопросам наследования, а также о создании Европейского свидетельства о наследовании

iii Федеральный закон Швейцарии о международном частном праве от 18 декабря 1987 г.

The content of this article is intended to provide a general guide to the subject matter. Specialist advice should be sought about your specific circumstances.