1 декабря 2020 г. в международный аэропорт Туркестан приземлился первый регулярный рейс. Это событие является определенно очень значимым для транспортной отрасли Казахстана, ведь международный аэропорт Туркестан является первым крупным аэропорт, построенным в Казахстане с нуля за годы независимости. Аэропорт планирует претендовать на рекорд Гиннесса как самый быстровозводимый аэропорт в мире.

Предполагаемая пропускная способность нового аэропорта составит около трех миллионов пассажиров в год. Аэропорт имеет взлётно-посадочную полосу размерами 3300 на 45 метров. Классификационное число ВПП (PCN) 60/R/A/W/T. Аэропорт занимает общую площадь 905,3 гектара. Площадь терминала составляет 10,5 тыс. кв. м. Максимальная пропускная способность аэровокзала — 450 пассажиров в час. Инвестиции в аэропорт составляют почти 69 млрд тенге (примерно 160 млн долларов США).

Данный проект уникален еще и тем, что является первым успешно реализованным проектом по строительству аэропорта в Казахстане по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП). Проект реализован в рамках модели частной финансовой инициативы без проведения отрытого конкурса.

Инвестором проекта является турецкая компания YDA Group. Частным партнером по проекту выступает специально созданная проектная компания ТОО "Turkistan International Airport", в то время как государственным партнером выступает ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Туркестанской области».

Наши эксперты в качестве консультантов по правовым вопросам государственного партнера провели работу по анализу соответствия ключевых положений договора ГЧП требованиям применимого законодательства Республики Казахстан, по выработке предложений и рекомендаций по ключевым и критичным для государственного партнера положениям проекта договора ГЧП, а также прияли непосредственное участие в согласовании условий договора ГЧП с частным партнером.

Учитывая, что данный проект является одним из первых в истории применения модели ГЧП в строительстве аэропортов в Казахстане, на каждом этапе разработки правовой структуры проекта возникали те или иные вопросы правового характера. В частности, возникающие вопросы касались определения механизма компенсации затрат частного партнера, институциональной схемы проекта, ответственности партнеров по проекту, суверенного иммунитета государственного партнера, вопросов арбитража, сложностей, связанных с нахождением аэропорта в специальной экономической зоне, вопросов права собственности на объект ГЧП, специфических вопросов регулирования воздушного сообщения в Казахстане и многие другие.

Ниже, мы хотели бы поделиться некоторыми правовыми вопросами, затронутыми при реализации этого и иных схожих проектов ГЧП, реализуемых по схеме частной финансовой инициативы. Так, одними из ключевых вопросов, с которыми сталкиваются стороны при реализации проектов ГЧП путем частной финансовой инициативы являются вопросы разработки ТЭО и бизнес-плана. В частности, ниже причислены некоторые вопросы по данной теме и соответствующие комментарии.

Насколько ТЭО обязательно для частного партнера в случае частной финансовой инициативы? 

Законодательство Республики Казахстан о ГЧП в части процедур определения частного партнера путем организации и проведения прямых переговоров не требует обязательного предоставления ТЭО ни потенциальным частным партнером в рамках частной инициативы, ни потенциальным государственным партнером в рамках прямых переговоров.

Тем не менее, частный партнер для целей более глубокого и всестороннего обоснования эффективности проекта, особенно по крупным проектам, вправе разработать и предоставить вместе с бизнес-планом ТЭО проекта, подтвержденное необходимыми экспертизами и согласованиями.

На основании чего должны быть подтверждены суммы, указанные в бизнес-плане (ТЭО, ПСД и пр.)?

Исходя из «Правил планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства» (далее – «Правила 725») не следует, что в финансовом разделе бизнес-плана должны быть указаны показатели ТЭО или ПСД. Согласно Правилам 725, в финансовом разделе указывается информация по объему инвестиций, планируемых к вложению в проект.

Согласно общим требованиям, к бизнес-плану в части финансового раздела прилагаются финансово-экономические модели, графики, диаграммы, рисунки и иные материалы, подтверждающие и раскрывающие информацию, предусмотренную данным бизнес-планом к проекту ГЧП. Однако, нет прямого требования, что такая информация должна быть подтверждена документально на базе технической документации (ТЭО или ПСД). Таким образом, подтверждением сумм в бизнес-плане могут быть собственные расчеты частного инициатора проекта, в том числе на примере проектов-аналогов.

Каковы условия изменения бизнес-плана при его доработке? Вправе ли инвестор менять положения бизнес-плана?

В целом, в законодательстве нет ограничения по количеству раундов внесения изменений в еще не утверждённый бизнес-план, а также нет прямого запрета на то, чтобы вносить изменения в положения, не затрагиваемые замечаниями к предыдущей версии еще не утвержденного бизнес-плана. 

Вместе с тем, если бизнес-план был утвержден, то, согласно Правилам 725, не допускается внесение изменений и дополнений в утвержденный бизнес-план к проекту ГЧП без проведения экспертизы.

***

Данный проект вселил уверенность, что законодательство Казахстана в области регулирования ГЧП, несмотря на имеющиеся исторические недостатки, способно, при грамотном управлении проектом и наличии профессиональной юридической поддержки, справляться с реализацией крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство аэропортов. Наши эксперты получили уникальный опыт от участия в данном проекте и готовы применять его в дальнейших проектах ГЧП и концессии в Казахстане.

The content of this article is intended to provide a general guide to the subject matter. Specialist advice should be sought about your specific circumstances.